КАК В 70 ЛЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ НА 35
Известия Дата публикации: 16.09.2006
Новейшая история - это сто лет парадоксальной борьбы за продление человеческой жизни. С одной стороны, люди страстно хотят жить до 100, лучше - до 120, еще лучше - до 150 лет. С другой - категорически не хотят стареть. Но уже сегодня в развитых странах граждане старше 60 лет составляют треть населения, а с усовершенствованием медицины и социальных программ их будет все больше. Одновременно сокращается рождаемость. Не исключено, что все это породит новые социальные конфликты: молодые, энергичные, трудоспособные люди останутся в меньшинстве, а число стариков-иждивенцев, нуждающихся в их помощи и материальных ресурсах, будет расти.
А можно ли продлить молодость до лет, которые сегодня называются преклонными? Можно ли обмануть, отодвинуть старость, можно ли в принципе не дряхлеть, сохраняя физические кондиции и живость мысли, свойственные молодым годам?
Есть среди нас люди, которые отвечают на вопрос не абстрактными рассуждениями, а личным примером.
Директор Российского трансгенбанка, руководитель биотехнологического центра трансгенных животных в фарминдустрии Игорь Львович в свои "за 70" полон сил и заражает энергией целый научный коллектив, в котором все сотрудники моложе его.
Лауреат престижной литературной премии имени Бориса Полевого публицист Гольдман увлекся писательством, когда ему было уже за 60. С той поры напечатал множество интересных исторических и литературоведческих статей в журнале под названием "Юность", а сейчас готовит к выходу книгу "Тайна смерти Сталина".
Плечистого атлета, который легко соперничает с молодежью в тренажерном зале бассейна "Чайка", большинство постоянных посетителей знает по кличке Усатый, но новички ни за что не догадаются, что ему уже за 70.
Ученый и писатель Игорь Львович Гольдман (он же Усатый) недавно стал чемпионом Европы по пауэрлифтингу в возрастной категории 70-74 года, за один раз установив три мировых рекорда и впервые нарушив безраздельное господство американцев в этом виде тяжелой атлетики.
Главное - победить
- Старость - это понятие относительное, индивидуальное, - назидательно говорит Гольдман, когда его спрашивают про то, не вредно ли, мол, тягать штангу в его-то годы. - В детстве я был хилый еврейский мальчик, больше сидел за книжками и никогда в жизни не думал, что буду заниматься "железом".
Гольдман - уникальный специалист по трансгенезу, то есть перенесению генов одних живых организмов в генетический код других. И в этом качестве его не раз приглашали поработать за рубежом. В Южную Корею поехал, чтобы научить тамошних специалистов сложным технологиям, которыми сам владеет ювелирно. Ему тогда исполнилось 65.
- Поехал один, без семьи, - рассказывает он. - По вечерам скучно, заняться нечем. Стал ходить в спортивный зал. Они там бесплатные, есть при каждом научном учреждении, только корейцы туда не очень-то ходят. В футбол играть мне вроде уже поздновато по возрасту, бегать - вредно. Дай, думаю, железки покидаю.
Гантели, гири, небольшого веса штанга - все это неожиданно понравилось. За два года Гольдман накачал приличные бицепсы. Возвратившись домой, решил продолжать. Пришел в тренажерный зал бассейна "Чайка", где когда-то в молодости работал врачом. Нынешний директор бассейна, который тогда же начинал свою карьеру в технической службе, еще помнил Игоря Львовича по молодым годам - принял с радостью.
- Я в свои годы не видел, чтобы человек в таком возрасте кидал такие веса, - разводит могучими руками 19-летний Витя Шамин, абсолютный чемпион Москвы по бодибилдингу 2003 года, который тренируется сам и тренирует других в том же зале. - И он всегда занимается по-серьезному, как мы. За это его в зале очень уважают.
- Конечно, для своего возраста Львович показывает феноменальный результат, - подтверждает тренер Петр Губанов. - На тренировках в жиме лежа легко поднимает под 150 кг. Так что резервы у него еще есть.
Неординарного спортсмена приметили в Федерации силовых видов спорта России, пригласили в сборную по пауэрлифтингу. Сначала поехал в Калугу на первенство России среди ветеранов по версии IPF. Но в этой федерации нет деления на возрастные категории после 60 лет. Соревнуясь с бывшими профессиональными тяжелоатлетами, к тому же намного моложе его, Гольдман занял 4-е место. Перспектив в таких соревнованиях для себя не увидел - ведь всегда придется соперничать с 60-летними, которым фора дана изначально. Но на первенстве по версии WPC в Сочи, где ветераны поделены на возрастные категории, в своей победил уже играючи, сразу установив российский, европейский и мировой рекорд. Потом так же легко побил их на чемпионате Европы в Германии.
- В Европе я фактически соревновался только с американцами, - объясняет Гольдман. - В этих возрастах у них никогда не было соперников. Но я их раздвинул. Сразу заявил рекордный вес и взял. Потом у меня было еще две попытки, В общем, мировой рекорд, стоявший 7 лет, улучшил сразу на 20 кг. Сколько могу поднять сейчас - это секрет, потому что готовлюсь к чемпионату мира. Да ведь вес - это не главное. Главное - победить.
Ген силы
Когда человек начинает стареть? Когда замечает, что не может, как раньше, работать без отдыха, праздновать без устали? Когда выполняет намеченный в молодые годы план-минимум: ребенок-квартира-машина-диссертация-дача-пенсия? Когда появляются внуки? Когда приходится заводить пары три очков - каждые на свой случай? Когда сам начинает говорить о себе "у нас, стариков"?
Ведь Гольдман в 65 лет начал не только свой "железный" спорт. За полгода до поездки в Корею выяснилось, что надо свободно разговаривать и читать по-английски, переводчика не будет. И еще - работать исключительно на компьютере, никто рукописные каракули расшифровывать тоже не будет. Для скольких человек из 100 два подобных условия сразу стали бы непреодолимым препятствием?
Гольдман пошел на курсы английского - да сразу для переводчиков. И на курсы компьютерной грамотности - да ни куда-нибудь, а в Бауманку. Потратил на это полгода, пыхтел, учился как проклятый. Зато в Корее сразу стал болтать по-английски и работать на компьютере.
Самая интересная жизнь началась, говорит, когда вышел на пенсию. Как раз тогда он и начал заниматься новым для страны, да и для всего мира, делом - созданием трансгенных животных. Это большая научная задача. Но если просто - то берется коза. У козы берется яйцеклетка. В яйцеклетку внедряется специальная генетическая конструкция, в которую включены человеческие гены. Они отвечают за выработку различных белков. К примеру, в женском молоке есть особое соединение - лактоферрин, который защищает новорожденного, еще не обладающего собственным иммунитетом, от вредных микроорганизмов. А раз так, то столь мощное соединение может быть лекарством и для взрослых - везде, где требуется укрепить иммунитет. Но в женском молоке лактоферрина мало, поэтому он очень дорог. А если внедрить человеческий ген козе, да не одной, а целому стаду, можно получать нужное лекарство в промышленных количествах. Вот такая задачка и стоит перед биотехнологическим центром "Трансгенфарм", который возглавляет Игорь Гольдман. И значительную часть ее наши ученые в Институте биологии гена Российской академии наук уже решили: конструкцию, способную начать "производство" лечебного козьего молока, они создали. Теперь дело за тем, чтобы создать продуктивное стадо коз. На эту проблему средства выделило Союзное государство Россия-Белоруссия. Так что коз будем выращивать в Белоруссии, а научную часть обеспечивать в России. А лекарства, которые получим в результате, необходимы больным по обе стороны всех границ.
Для какого возраста годится эта амбициозная задача - создать животных, которые сами по себе стали бы фабриками лекарств? Похоже, подобных вопросов Гольдман перед собой не ставил никогда, поскольку свою жизнь называет "экспериментом на человеке".
- Спорт для меня тоже эксперимент, - говорит он. - Я хочу показать пожилым людям, что заниматься им никогда не поздно. Ведь я - обычный человек, и все, что я делаю, по силам любому среднему человеку. К тому же 70 лет - это возраст ошибок, за которые не надо расплачиваться.
Теория и практика старения
Человечество многие века пытается продлить ускользающую молодость. Внешними ухищрениями - париками, вставными зубами, притираниями, корсетами, пластическими операциями. Волшебными снадобьями - от молока молодых кобылиц и кабарожьей струи до женьшеня и комплексных витаминов.
Системное научное представление о процессе старения было разработано лишь к концу ХХ века. Это целая теория, включающая анализ процессов старения физического, биологического, психологического - на уровне систем организма, отдельных органов, клеток, генетического материала. Там и про обмен веществ, и про выработку ферментов, и про окислительно-восстановительный потенциал...
Если верить всем этим мудрствованиям, старение можно лечить, как болезнь. Но для этого надо бросить все остальное и заниматься исключительно собой, любимым: регулярно "чистить" свой организм, нормализовать массу тела, следить за сохранностью зубов, проводить курсы энтеросорбции и биостимуляции, иммунокоррекции и биоактивации, антиоксидантной терапии и гомеопатии, специальной коррекции гормонами, заниматься особыми физическими упражнениями и следить за своей внешностью. Перечни рекомендуемых для этих целей препаратов, витаминов, микроэлементов, гормонов, трав и гомеопатических пилюль таковы, что можно свалить с ног слона, не то что пожилого, утомленного не только солнцем человека. Не говоря уже об их стоимости. Есть еще, правда, радикально-зубодробительные методы типа омоложения вытяжками из плаценты или препаратами, изготовленными из человеческих эмбрионов. Но это, во-первых, в сотни раз дороже, а во-вторых, невольно наводит на мысли о "крови христианских младенцев".
Но и все эти ухищрения научной мысли не отменят того грустного факта, что после 40 лет человек каждый год теряет как минимум 1% мышечной массы, которая замещается жиром. Если не поддерживает свои мышцы регулярными упражнениями. Без физической работы заплывает жиром тело, без интеллектуальных усилий запустевает мозг, без ясной и значимой цели угасают желания. Вот так она и приближается, старость.
- Лично я не замечаю в себе никаких изменений за последние десятилетия, - рассуждает Гольдман. - В молодые годы было больше нервных нагрузок: нужно было ставить на крыло сына, дом строить, я целиком был заложником системы, не было способа ни проявить себя, ни заработать. А теперь раскрылись такие возможности - вот я и пробую себя в разных сферах. Но в общем никогда никому не завидовал, мои потребности всегда были меньше моих возможностей.
Может, в этих простых словах и есть весь секрет нестареющего старика? Видавший виды кожан распирает на груди, молния не сходится. В октябре, уже после того, как Гольдману исполнится 71, он собирается на чемпионат мира по пауэрлифтингу по версии WPC, который будет проходить в Калифорнии. Тренировочный режим ужесточил, на днях отправился в командировку в Париж - заранее заказал там отнюдь не билеты в оперу, а тренировочный зал: все ради подготовки к чемпионату.
- Может, со Шварценеггером в Калифорнии встретитесь? - предполагаю я.
- Может, и встретимся. Почему нет? Все-таки я - самый сильный дед в России, - напрягая здоровенный бицепс, хвастается Гольдман. - А может, и в мире.
Вполне возможно, что так оно и есть.
Вячеслав ПИСКУНОВ, президент Федерации пауэрлифтинга Москвы, генеральный секретарь Федерации сильнейших атлетов России, персональный тренер Игоря Гольдмана:
- Какой же Гольдман старик? Это он по паспорту старик, а биологический его возраст - лет 35. Он поднимает результат на уровне мастера спорта, даже лучше. Он, конечно, самородок, очень интересный человек. Но поддерживать свою физическую форму способен практически любой пожилой человек, если захочет. Я сам далеко не молодой человек, но собираюсь заниматься пауэрлифтингом всю жизнь.